Выхожу с выставки рукоделия в отеле International Hotel Tashkent, а на улице льёт дождь. Быстренько иду к остановке. Вокруг дождь, асфальт блестит от воды, а под чинарой, почти идеальным ровным кругом, сухое пространство. «Надо же, какой зонтик получился хороший из чинары», – подумал я и сфотографировал на телефон: сделал вертикальный кадр. Посмотрел на экране – не очень видна перспектива. Сделал горизонтальный кадр. И тут-то подскочил ко мне милиционер.
– Кто вам разрешил фотографировать?
Дежавю прямо какое-то. 15 августа 2009 года. Юнусабад, Универсам, базар. Купил лепешек, персиков и, залюбовавшись россыпями малины и смородины, решил это дело сфотографировать. Ко мне тут же подскочили двое:
– Кто вам дал разрешение фотографировать?
Действительно: кто мне разрешил фотографировать дерево? А дождь кто разрешил?
Кто разрешает фотографировать в Ташкенте? Запрещать-то стараются все: милиционеры, автоинспекторы, охранники ресторанов и супермаркетов, смотрители и сторожа.
Перед тем, как писать эти 500 слов, попросил читателей поделиться своим опытом.
Khurshid Z. написал о том, как ему запрещали фотографировать Дворец международных форумов в Ташкенте. Там же запрещали фотографировать Екатерине Т. и Марату М.
Анжелике Т. запретили фотографирование на территории Узэкспоцентра.
Davron A. – не разрешили фотографировать стоянку у телебашни.
Vgnckshv Rvlvch – пытались запретить фотографировать на ул. Сайилгох.
Марату М. запрещали фотографировать новостройки по ул. Навои.
Sardor I. не смог заснять площадь Регистан в Самарканде на видеокамеру.
Рустаму Б. запрещали рисовать этюд на Анхоре, пока не откупился.
Пишут: не разрешали снять Монумент Мужества (!), у которого все новобрачные фотографируются, запрещали фотосъёмку в ТРЦ «Самарканд дарвоза» и кинотеатре Premier Hall Cinema. Таких случаев набирается немало.
Не видел здание Сената Олий Мажлиса вблизи и тем более не фотографировал – прогнозирую головную боль. Здание Олий Мажлиса изображено на обороте купюры достоинством 5000 сумов, но вряд ли спокойно позволят повторить кадр. В Нукусе не рекомендовали фотографировать административные здания. Не помню точно, насколько в западных метро запрещено фотографировать – в ташкентском, изумительно красивом, метро снимать нельзя. Но Интернет все равно полон фотографий.
В мае 2005 года занесло меня в центре Вашингтона к зданию на Пенсильвания авеню, на котором была длинная надпись «The J. Edgar Hoover Building. Headquarters of the Federal Bureau of Investigation». Штаб-квартира ФБР в здании им. Эдгара Гувера. Женщина-полицейский в форме. «Простите, разрешите вас сфотографировать»?
«Пожалуйста», – отвечает.
Здесь же я не рискну фотографировать даже опорный пункт милиции в махалле. Уже наученные опытом, фотографы Ташкента лишний раз не расчехлят фотоаппарата. Сегодня, когда на Google Планета Земля видно каждое здание – есть ли смысл в запретах? Быть может, совсем наоборот – нужно больше фотографировать наши здания, наших людей и, уверен – наше прекрасное метро. Фотографировал же весь город «Боинг» Dreamliner-787 в Ташкентском аэропорту летом 2012 года. (здесь можно ссылку на пост в газета.уз про дримлайнер) Значит, не так это страшно – фото в аэропорту?
Обращаюсь к хокимиятам Ташкента и других городов Узбекистана: выпустите документ со списком того, что фотографировать нельзя. Всё остальное – можно. Разместите на сайтах хокимиятов. Мы распечатаем и станем держать при себе. Я за то, чтобы фотографировать всё: здание Сената и Олий Мажлиса, метро и рестораны, базары и музеи. Открытыми миру надо быть, а не угрюмыми «как бы чего не вышло».
Чтобы мир видел, знал и любил нас.
Сеть супермаркетов Korzinka.uz тоже до недавнего времени запрещала фотографирование в торговых залах сети. Но пару лет тому назад положение изменилось. Почему был запрет? И почему его больше нет, рассказывает руководитель сети Korzinka.uz Зафар Хашимов.
– В начале деятельности мы очень мало знали о работе в рознице. Мы привлекали дорогостоящих иностранных специалистов, собирали знания со всевозможных источников, проводили большую часть командировок и турпоездок в торговых залах супермаркетов в различных странах мира.
Так, собранные знания по мерчандайзингу, категорийному менеджменту, ценовой политике и товарному соседству обходились нам (да и сейчас обходятся) далеко не дешево. Мы считали, что нам нужно защищать эти знания. Был в этом и определенный элемент следования за лидерами мировой розничной торговли. Во всех ведущих мировых сетях супермаркетов и поныне висят предупредительные знаки о запрете фотографирования. Мы полагали: раз уж они запрещают делать фотографии у себя, видимо, на то должны быть веские причины. К тому же, человека с фотоаппаратом легко было «вычленить» в потоке обычных посетителей. Но технический прогресс необратимо изменил съемку и распространение фотографий и видео материалов. Сегодня любой сотовый аппарат способен делать снимки, почти не уступающие профессиональным, а видеокамеры хорошего разрешения вполне успешно помещаются в обычной пуговице. Учитывая, что отснятые материалы моментально выгружаются в мировую паутину, глупо надеяться на то, что кому-то удастся препятствовать или даже контролировать фото и видео съемки.
Вывод прост: эффективно препятствовать различным съемкам и коммерческому «шпионажу» со стороны конкурентов мы уже никак не сможем. Я проповедую истину, что нельзя вводить в действие правила, исполнение которых невозможно контролировать. От таких правил нет никакой пользы, наоборот, они развивают правовой нигилизм и неуважение к правилам вообще.
Кроме того, получение и фиксирование информации в любой ее форме гражданами в общественных местах является одним из их основополагающих прав. Отказ в этих правах или их ограничения не всегда могут найти законное обоснование.
Отмена запрета на фотографирование пошла сети супермаркетов только на пользу. Трудно переоценить ту помощь, которую оказывают потребители-фотографы, фиксируя различные недостатки работе торговых точек и выкладывая их в социальных сетях. Теперь нетрудно понять, почему два года назад мы решили разрешить фото съемки в торговой сети Korzinka.uz.
Отмена была приурочена ко Дню Конституции Республики Узбекистан.
PS 1. Написано специально для Gazeta.uz
PS 2. «От Насимова» в настоящей заметке – ровно 500 слов.
По теме:
– Фотографирование в Ташкенте. Набросок к будущим 500 словам
– История за фотографией
– Интернет-прогулка. Поскучневшее метро Ташкента