Мы с раннего детства знакомы с восточными сказками с их султанами, дворцами, принцессами, рубинами и алмазами. Удивительное соприкосновение с этим миром ожидает всякого, кто отправится в тур из Ташкента в Турцию. Через пять часов полёта вы увидите Топкапы – главный дворец двадцати пяти султанов Османской империи. Здесь вершили судьбы миллионов поданных и знаменитый Мехмед Завоеватель, и любимец женщин Узбекистана – Султан Сулейман Великолепный.
«Великолепный век»
Интересно заметить, что первый из них – Мехмед Завоеватель – распорядился в 1475—1478 гг. построить дворец Топкапы («пушечные ворота») на месте развалин дворца византийских императоров.
При втором из вышеназванных – Султане Сулеймане Великолепном – дворец Топкапы подвергся самой значительной реконструкции. Почитательницы сериала «Великолепный век» прекрасно помнят: этого потребовала его жена Хюррем Султан.
Гид-переводчик Байрам Гюней прекрасно знает, что туристы из Узбекистана, в большинстве своём, почитатели сериала «Великолепный век» и охотно показывает особняк Хюррем Султан на площади, которая была прежде византийским ипподромом. Показывает на территории дворца Топкапы дом и балкончик, на который выходил печальной судьбы великий визирь Ибрагим.
Видели мы и зал заседаний дивана с решетчатым окном наверху, откуда султаны слушали, что обсуждается внизу.
И даже страшное место казни вельмож.
Bağdad Köşkü. Багдадский павильон.
Ворота Bâb-ı Hümâyûn. сквозь Bab-ı Hümayun проезжать на лошади имел право только султан. Остальные – на своих двоих.
Видели золотую беседку султана и золотой водопроводный кран, в котором открывали воду, чтобы шум воды мешал подслушать тайные беседы.
«Дворец расположен на мысе Сарайбурну, в месте впадения Босфора и Золотого Рога в Мраморное море в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет рядом с Собором Айя София. Площадь дворца более 700 тыс. кв. м., он окружён стеной длиной в 1400 м».
На макете хорошо видно, что дворец Топкапы устроен по принципу четырех разделённых дворов, окруженных стенами.
Главные ворота Bab-ı Hümayun («Имперские ворота» или «Ворота Повелителя) ведут в первый двор, в котором находились служебные и подсобные помещения. Тут вам расскажут, что сквозь Bab-ı Hümayun проезжать на лошади имел право только султан. Остальные – на своих двоих.
«Ворота Приветствия» (Babü’s-selâm), ведут во второй двор, где помещались канцелярия дивана и казна. Проходом в третий двор служат Ворота Счастья (Babü’s-saadet). Здесь располагались гарем и внутренние покои. В четвёртом дворе находятся павильоны Реван, Софа и Меджидие, башня Башлала, мечеть Софа, павильон для обрезаний и гардеробная.
Я видел 86-каратный бриллиант
Сегодня дворец Топкапы знаменит как один из богатейших музеев мира. Есть даже фильм, в котором герой легендарного актёра Питера Устинова пытается обокрасть сокровищницу Топкапы. А там есть что похищать.
Википедия пишет, что «число экспонатов, выставленных для общего обозрения, достигает 65 000 единиц». И это, оказывается, только «десятая часть коллекции музея». Нам, да вряд ли кому ещё из туристов, не удалось увидеть все 65 тысяч экспонатов. Но 650 мы увидели, точно. В том числе и религиозные святыни.
1. Парадный шлем (Османская империя, середина XVI в., железо, золото, рубины, бирюза).
2. Кувшин с овальными медальонами. Золото, драгоценные камни. инкрустация.
3. Кувшин для воды. Вторая половина 16 века. Золото, драгоценные камни
Как и подобает во всяком уважающем себя дворце султана, в Сокровищнице дворца Топкапы полно выставленных на всеобщее обозрение рубинов, алмазов, изумрудов, орденов, усыпанных бриллиантами и даже золотых коробочек для опиума.
По характеру я бываю до ужаса скучным и занудливым человеком. Если сказано «не прислоняться к дверям метро», то я и не прислоняюсь. Если запрещена фото и видеосъёмка чаш, полных изумрудов или бриллиантовых диадем, то я даже не расчехляю фотоаппарата Nikon, взятого напрокат у Шерзода Алиева. Потому фотографий изнутри – не будет. Но поверьте, даже в полумраке, издали, бриллианты – горели. Особо запомнился алмаз «Кашычки» («Ложечника»).
Общее место, что всякий крупный драгоценный камень, будь то «Рубин Тамерлана», изумруд «Кох-и-Нур» или вот бриллиант «Кашычкчи» – имеют свою многовековую, нередко поэтичную, порой кровавую, но всегда трагичную и печальную историю.
Есть такая и у Кашыкчи. Погуглив, вы легко найдёте её в Интернете. Как алмаз нашёл бедняк. Кан он по дешёвке уступил камень ушлому ювелиру. И как в 1774 году его купил мадрасский махараджа, а потом брилиант перешел, не к кому-нибудь (!), а к матери Наполеона и, наконец, был продан в Турцию, где Али Паша, очарованный красотой своей возлюбленной Киры Вассилики, подарил «Кашикчи» ей. И как же трагично для него закончилась история владения камнем…
Я сфотографировал забранную броневым стеклом экспозицию снаружи ؘ– можно увидеть, как он сияет в полумраке.
Я сфотографировал забранную броневым стеклом экспозицию снаружи ؘ– можно увидеть, как он сияет в полумраке.
Восемьдесят шесть каратов сияющего таинства
Всё же для дворца Топкапи 99 минутной экскурсии явно недостаточно. Надо посетить ещё раз.
Безопасности в Стамбуле уделяют огромное внимание. Туристы из Узбекистана сфотографировались на память с охраной дворца Топкапы.
Стамбул. Точка на глобусе, где побывать нужно всенепременно.
Благодарим Tatil.uz за помощь с организацией поездки.