У него был ключ к душам людским

Иллюстрация Марии Коровиной
Иллюстрация Марии Коровиной

Журнальная версия. Специально для бортового журнал «Uzbekistan Airways».
Опубликовано в № 1, 16 февраля 2016 года. Стр. 106 – 112.

Абу Бакр Мухаммад ибн Али ибн Исмаил Аль-Каффаль Aль-Kaбир аш-Шаши жил на планете больше тысячи лет тому назад. Но нет в современном Ташкенте человека, который бы не знал уважительного титула «Хазрати Имом» (Святой Имам), каким его нарекли горожане еще в Х веке. За десять прошедших веков на проглатывающем слоги ташкентском диалекте «Хазрати Имом» стало звучать как «Хаст-Имам».

Что в имени тебе моем

Аль-Каффаль аш-Шаши родился в год 291 хиджры (903/904 г.) в городе Аш-Шаш (современный Ташкент). Семья его отца, мастера Али, была набожной. Дедушку будущего светила мусульманской науки звали Исмаилом, по имени первенца пророка Ибрахима (Авраама). Отец был наречен в честь четвертого праведного халифа Али, сподвижника пророка Мухаммада (САВ). Потому Абу Бакр при рождении и получил в качестве личного имени («алам») имя первого праведного халифа Абу Бакра, сподвижника Пророка.

Потом к имени добавится профессиональная приставка (лакаб) Каффаль – «Замочник», по ремеслу их семьи. Арабское слово «куфл» – преобразовалось в «кулф» и поныне живет в современном узбекском языке, сохранив свой смысл – «замок». Позже Абу Бакра станут называть по эпитету (нисбах) аш-Шаши («ташкентский») и, за мудрую святость, «Хазрати Имом» – «Святой Имам».

А спустя несколько веков в рукописях начнут добавлять приставку аль-Кабир – «Старший», чтобы не путать с Аль-Каффаль Абу Бакр Абдалла ибн Ахмад аль-Марвази, также знатоком мусульманского права, который родился в Мерве 400 лет спустя и был тезкой ташкентского святого.
Так что сложное на первый взгляд имя читается просто – Абу Бакр Мухаммад «Старший», сын Али, внук Исмаила, мастер по замкам из Ташкента, отважный поэт, полиглот и автор многих книг по мусульманскому праву, которые переиздаются и в наши дни.

Немного о средневековом Ташкенте

В состав арабского халифата Шаш – Ташкент вошел IX веке. Именно тогда халиф Мухаммад аль-Мутасим Биллах, младший сын легендарного халифа Харуна ар-Рашида, выделил городу на нужды ирригации два миллиона дирхемов, приказав вырыть оросительный канал. Благодаря халифу Мутасиму была усовершенствована ташкентская водная система Бозсу – Калькауз, к которой мы обещаем вернуться в самом конце рассказа.

 

Тот самый Калькауз
Тот самый Калькауз

Шаш девятого и десятого веков занимал северо-западную часть современного Ташкента. Ко времени становления молодого Каффаля экономика города стремительно развивалась и именно где-то здесь была их мастерская по изготовлению замков, в которой он постигал секреты ремесла. Юноша из семьи мастера по изготовлению замков всегда отличался тягой к познанию нового. Он скоро освоил профессию отца, образованного человека, пристрастился к чтению и, как это водится и поныне среди молодежи Востока, начал сочинять свои первые стихи.

Наука эпохи Восточного Ренессанса

В истории немало примеров того, как юноши из бедных семей, успешно закончив медресе, становились культурными и религиозными лидерами. Как и в современной науке, и в то время была специализация по отраслям: кто-то шлифовал знания грамматики арабского языка, другой был знатоком мусульманского права. Совершенствуя свои знания, молодые люди переходили от одного ученого к другому. Это могло продолжаться десять лет и более.

Абу Бакр аль-Каффаль аш-Шаши в поисках знаний отправился продолжить свое образование в Хорасан, а затем и в тогдашний центр науки Багдад. Он посетил священные города Мекку и Медину и завершил учебу в Дамаске.
Прибыв в столицу халифата Багдад, Каффаль Шаши перенимает знания у имама Абу Джафара Мухаммада ибн Джарир ат-Табари (839—923 гг.), знаменитого историка и богослова того времени, автора книги «Истории пророков и царей». Ат-Табари прожил 84 года и умер в Багдаде, когда Каффалю Шаши было 19 лет. Представьте теперь, в каком юном возрасте он покинул родной город!

Многие источники говорят, что для ученых мусульманского Ренессанса было характерно существование на границе между духовной и художественной культурой. В священных книгах широко использовались формы словесного творчества, да и само знание часто было облечено в художественные формы. Поэтами были многие ученые и государственные деятели того времени: Абу Али ибн Сина, Али Кушчи, Алишер Навои, Ахмад Югнаки, Захириддин Мухаммад Бабур, Мирзо Улугбек, Омар Хайям, Юсуф Хас Хаджиб и многие, многие другие. Или правильнее будет сказать, что многие поэты были учеными и государственными деятелями?

Не случайно Тажеддин Абдуль Ваххаб Ас-Суббахи сказал об Аль-Каффаль аш-Шаши: «Он писал невероятно искусные стихи и песни».
Отдав многие годы совершенствованию знаний, Абу Бакр аль-Каффаль аш-Шаши становится одним из ведущих представителей правовой школы Шафиитского мазхаба, и приобретает широкую известность своей эрудицией во многих научных дисциплинах. Он завоевывает непререкаемый авторитет благодаря знаниям в вопросах мусульманского права, соблюдения морали и социального поведения.

Аль-Каффаля аш-Шаши
Мавзолей святого имама Аль-Каффаля аш-Шаши

Звездный час Каффаля Шаши

Уроженец Ташкента Абу Бакр Мухаммад Каффаль Шаши был необыкновенным человеком. Великолепно образованный знаток священных книг и права. Полиглот, владевший многими языками средневекового Востока. Автор целого ряда трудов, которые переиздаются и в наши дни. Однако расцвет мусульманского Ренессанса дал миру десятки ученых, сотни богословов и великое множество авторов книг. Почему же спустя более тысячи лет профессора в Бостоне и Торонто читают о нем лекции, Каффаля цитируют в Греции, Ливане и Турции?

В литературной традиции того времени, в том числе и арабской, поэтические сражения и соперничество (Hija) в периоды войн и вражды были неотъемлемой частью конфликтов и являлись эффективным психологическим оружием. Каффаль Шаши вошел в историю как блестящий поэт-полемист, ответивший на поэтический вызов могущественного главнокомандующего византийских войск Никифора. Во времена доместик схола (главнокомандующего), а затем и императора Никифора II Фоки (912—969), Византия (Рум) переживала рост, отвоевывая у арабов одну территорию за другой.

Разные источники и разные авторы с небольшими различиями так рассказывают о событии, которое произошло, по расчетам автора, в 950-е годы.
Ас-Суббахи в своей книге «Табакат Аш-Шафийя» приводит рассказ имама Халими Абдулмалика о том, что среди мусульман, сражавшихся с византийской армией, был исламский воин, которого звали имам Каффаль Мухаммед ибн Исмаил. В те дни в стан халифского войска со стороны византийского военачальника и будущего императора Никифора пришло жесткое, эмоциональное и оскорбительно острое поэтическое послание, пересыпанное угрозами и издевательствами. Поэма удручающе повлияла на боевой дух армии. В составе войска были поэты из Хорасана, Сирии и Ирака, но никто из них не взялся написать ответ. Никто, кроме Каффаля, одинаково великолепно владевшего и мечом, и пером, который сочинил ответную поэму из 74 строк и отослал ее в Константинополь.

Тем самым Абу Бакр аль-Каффаль аш-Шаши навсегда вписал свое имя в историю.
Некоторое время спустя случилось так, пишет Суббахи, что волею случая Халими Абдулмалик попал в плен к византийцам. Было удивительно, что к нему пришли … византийские поэты, которые расспрашивали пленника (!) о Каффале. Константинопольцы были очень удивлены: «Мы и не знали, что среди вас есть такой великий поэт», – сказали они, цитируя стихи Каффаля.

Мавзолей святого имама Аль-Каффаля аш-Шаши
Мавзолей святого имама Аль-Каффаля аш-Шаши

Каффаль Шаши в средневековой литературе

Целую главу посвятил нашему земляку в главной книге своей жизни «Некрологи знатных лиц и заметки об их современниках» арабский писатель и правовед XIII века Ибн Халликан.
Он пишет: «Абу Бакр Мухаммад ибн Али ибн Исмаил аль-Каффаль аш-Шаши, ученый богослов Шафиитского течения, был бесспорно самым выдающимся знатоком права того времени. Каффаль аш-Шаши не только обладал глубокими знаниями законов и традиций, был сведущ в догматическом богословии, но и проявил себя как блестящий лингвист и прекрасный поэт. Ни один человек в Мавераннахре не мог сравниться с ним в учености».

Ибн Халликан указывает, что Аль-Каффаль аш-Шаши написал много работ по обширной тематике. Трактат о методе диалектики (jadal), трактат о принципах канонической юриспруденции, о залоге и ипотеке. Он пишет: «В месяц Шавваль 665 года хиджры (июль 1267 года, то есть почти триста лет спустя после жизни ученого – Б. Н.) я увидел в библиотеке медресе Аддилия (Дамаск) копии книг аш-Шаши в десяти томах, переписанные от руки шейхом Кутбаддином Масудом aн-Нишапури»1.
Произведения Абу Бакра аль-Каффаля аш-Шаши переиздаются и сегодня, их можно купить через Интернет.

Первый лист рукописи Аль-Каффаль аш-Шаши «Махасину шариат» ("Красота [мусульманского] права")
Первый лист рукописи Аль-Каффаль аш-Шаши «Махасину шариат» («Красота [мусульманского] права»)

Возвращение в Шаш

Вернувшись из странствий, в ходе которых он обошел весь мусульманский мир, посетил святые места, общался с самыми выдающимися людьми периода Восточного Ренессанса, Аль-Каффаль аш-Шаши снова зажил в родном Ташкенте, куда слава о великом ученом и поэте докатилась задолго до возвращения Абу Бакра домой. Повидав мир, достигнув пика славы, ученый и поэт вернулся в родной город, откуда уходил пытливым сыном мастера по изготовлению замков.
…Разрушительница наслаждений и Разлучительница собраний, ниспровергающая дворцы и воздвигающая могилы, пришла к святому покровителю Ташкента в августе 976 года, когда ему было 72 года.

Мавзолей святого имама Аль-Каффаля аш-Шаши
Мавзолей святого имама Аль-Каффаля аш-Шаши

Помните канал Калькауз (Кейкаус), на реконструкцию которого выдал средства халиф Мутасим и к которому мы обещали вернуться в начале рассказа? Мудрец и учитель погребен именно рядом с каналом, в тенистом и красивом местечке, где любили проводить время тогдашние правители Шаша – в пригородном саду Боги-Кейкаус, у городской стены, также возведенной на средства халифа для защиты от набегов кочевников. Рядом протекает один из тех самых арыков.

Мавзолей святого имама Аль-Каффаля аш-Шаши
Мавзолей святого имама Аль-Каффаля аш-Шаши

Сейчас, по прошествии десяти с половиной веков, уже трудно отличить, где кончаются исторические факты и начинаются закрепившиеся в народной памяти за века предания и легенды. Есть множество разных красивых легенд, но все они свидетельствуют об одном: ташкентцы во все времена любили и продолжают любить святого покровителя древнего города, помня о его доброте, проявленной по отношению к родному краю.
Шли века, менялись властители и эпохи, мавзолей Абу Бакра аль-Каффаля аш-Шаши вместе с городом переживал набеги и землетрясения, разрушался и всегда заново отстраивался. Современную форму святое место приобрело в 1541 году. Правители из рода Шейбанидов выразили свое глубокое уважение к памяти ученого тем, что повелели воздвигнуть мавзолей, который простоял уже пять веков.

Больше тысячи лет приходят сюда люди, чтобы помолчать наедине со своими мыслями, отдать дань уважения ученому и поэту, воину и полиглоту, который мастерски изготавливал замки и у которого был волшебный ключ к душам людей.
А Калькауз все бежит и бежит…

А Калькауз всё бежит и бежит...
А Калькауз всё бежит и бежит…

Бахтиёр Насимов

Журнальная версия. Полный текст по этой ссылке.

‪#‎OltinQalamNasimov‬

Источники:

1. Wafayat al-Ayan (The Obituaries of Eminent Men) By Ibn Khallikan
2. The Imam Abu Bakr Al-Qaffal Al-Kabir Ash-Shashi
3. أبو بكر القفال الشاشي
4. Qaffal, Abu Bakr Muhammad ibn Ali ibn Ismail al-Shashi
5. Scholars, saints and notables of Islam. Index of biographies listed in chronological order
6. Британский исламский ученый о мусульманском образовании в мире
7. История Ташкента. С древнейших времен до наших дней
8. «История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты»
9. Abū Bakr Muḥammad ibn Alī ibn Ismāīl al-Qaffāl al-Kabīr al-Shāshī
10. Muslim Perceptions of Other Religions, Edited by Jacques Waardenburg
11. Mahasin al-Shari’ah fi furu’ al-Shafi’iyah : kitab fi maqasid al-Shari’ah / Muhammad ibn ‘Ali Qaffal.
12. Караханидский каганат
13. Хроника мусульманских государств
14. «Хастимом хотиралари», Абдукаххор Иброхимов, Ташкент, издательство «Фан», 2007 год.
15. Александр Каждан, Геннадий Литаврин «Очерки истории Византии и южных славян»
16. История принятия Ислама народами Азии
17. Мусульманские школы и мадраса в Средневековом Дагестане
18. The Byzantines in Medieval Arabic Poetry: Abu Firas’ «Al-Rumiyyat» and the Poetic Responses of al-Qaffal and Ibn Hazm to Nicephore Phocas’ «Al-Qasida al-Arminiyya al-Malʿuna» (The Armenian Cursed Ode). Nizar F. Hermes
19. Лев Диакон. История
20. С. Б. Дашков. Императоры Византии
21. Qasidat Imbaratur al-Rum Niqfur Fuqas fi hija al-Islam wa-l-Muslimin, wa-qasidata al-qasidata al-Imamayan al-Qaffal al-Shashi wa-ibn Hazm al-Andalusi fi l-radd allayh, ed. Salah al-Din al-Munajjid, Beirut, 1982, pp. 41-58
22. S. Munajjid, ed., Qasidat Imbaratur al Qaffal Rum Nigfur (Beirut, 1982)
23. Muslim Perceptions of Other Religions. A Historical Survey. Edited by Jacques Waardenburg. New York Oxford. Oxford University Press. 1999
24. Т. Кузиев, комментарии к статье.
25. История развития узбекской науки. Академия наук Республики Узбекистан. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *