Написано специально для бортового журнала Uzbekistan Airways, 2015, №4
Муножат Йулчиева – певица от Бога, которая получила все три степени признания. Любовь слушателей, что не отпускают ее со сцены по два-три часа. Высокую оценку международных музыкальных критиков, о чем говорит престижная награда «BBC Radio 3 World Music Awards» от Азиатско-Тихоокеанского региона. И признание государства. Муножат – кавалер ордена «Buyuk xizmatlari uchun» («За выдающиеся заслуги»), высшей государственной награды Узбекистана. При всем при этом она остается доступным в общении человеком. И даже не спорит с дорожными инспекторами, выписывающими штраф за парковку в неположенном месте.
Каким выдался 2015 год. В году минувшем не было зарубежных гастролей, но сказать, что год был не очень богатым на события, нельзя. Много живых концертов давали в областях и регионах страны. Слушатели соскучились по классической национальной музыке и по два-три часа не отпускали певицу со сцены. Было много встреч с молодежью в университетах, колледжах, общались с ценителями макома. Муножат традиционно принимала участие в гала-концертах, посвященных празднованию Навруза и Дня Независимости. Президент Ислам Каримов, который очень заботится о национальной музыке, сказал ей после концерта ко Дню Независимости: «Вы берегите себя, свой голос – это национальное достояние, вы нужны народу». А еще в 2015 году у Муножат родилась внучка, которую назвали в честь прабабушки – Муборакхон.
Фестиваль «Шарк тароналари». На первом фестивал в 1997 году Муножат было присуждено первое место. На протяжении многих лет она входит в состав жюри фестиваля. Участие в «Шарк тароналари» стало престижным, число гостей растет каждый год. В этот раз приехали певцы и музыканты из 66 стран. Представители 60 стран вышли на сцену. Муножат отмечает высокий уровень исполнительского мастерства участников. Уже не столько за победой приезжают, сколько за возможностью пообщаться с коллегами в неформальной обстановке.
Маком. Народная артистка Узбекистана Муножат Йулчиева – разносторонняя певица, но всемирную славу она приобрела как исполнительница макомов. Многовековой сложный жанр музыкального искусства требует силы и мощи голоса, отменных вокальных данных и высочайшего уровня мастерства. Всеми этими качествами обладает Муножат. Заслуженный артист Узбекистана Шавкат Мирзаев, человек, который огранил алмаз таланта Муножат в бриллиант, говорит: «Нет второго такого певца в стране, который был бы способен несколько часов вживую петь вокальные партии макомов». В Узбекистане и Таджикистане по праву гордятся тем, что макомы внесены в список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.
Концертная программа. Она состоит, по меньшей мере, из 15-16 песен и меняется в зависимости от аудитории. Подготовленным слушателям представляется более сложная программа: макомы и характерные для Ферганской долины песни «катта ашула». Надо сказать, что и в зарубежных поездках просят именно такую сложную программу. Включаются в концерт и народные песни, произведения современных композиторов. Есть перечень обязательных песен, которые входят во все программы. К примеру, песня «Омон ёр». Она начинается в медленном ритме, как ката ашула: «Жон укам, Андижонлик жон укам, омон ёр, / Сани шахло кузингданей, омон ёр, / Сани ширин сузингданей, омон ёр». А потом включается дойра и ритм ускоряется. Исполняются полюбившиеся народом песни: «Тановар», «Фаргона тонг откунча», песни учителя Шавката Мирзаева на стихи Алишера Навои, Чустий, Нодирабегим, Фурката, Мукими, Боборахима Машраба. Суфийские песни о любви к Создателю, которые исполняются с XIV века и уже стали частью культуры.
Над талантом надо неустанно трудиться. Данного природой таланта без упорства, дисциплины и ответственности недостаточно, считает Муножат. Современная электроника студий звукозаписи позволяет эстрадным исполнителям скрыть все дефекты звучания и лишние призвуки: сипы, хрипы, тремоляции. Исполнители макомов поют вживую, и такие ухищрения не работают. Они выходят на сцену, чтобы на одном дыхании спеть концерт, как бегун выходит на старт, чтобы пробежать всю дистанцию. Такое достигается подготовкой, многими годами упорного труда. Шесть томов макомов («Buzruk», «Rost», «Navo», «Dugoh», «Segoh», «Iroq») насчитывают свыше 250 инструментальных и вокальных разделов. Студенты консерватории, инструменталисты и вокалисты, два раза в неделю посещают спецуроки и должны освоить семь песен за семестр. Вокалистам подбирается репертуар по возможностям диапазона голоса. Есть студенты, у которых голос не так силен, но из них вырастают прекрасные педагоги. Они руководят ансамблями, преподают. Примерно так же, как не все великие тренеры были великими футболистами.
Микрофоны, инструменты и… блюдца. Муножат поет в национальном платье, в тюбетейке, с красивыми массивными серьгами. Не всегда под такую одежду подойдут модные нынче беспроводные головные микрофон-гарнитуры. Они, с одной стороны, удобны: вы не думаете, как держать микрофон, но, с другой стороны, управлять традиционным микрофоном тоже вопрос большого умения. Вы регулируете расстояние и угол при пении. Интересно, что в прежние времена, когда не было микрофонов, певцы умели управлять звуком при помощи блюдца-резонатора, поднесенного ко рту. Звуковые волны достигали до слушателя в самом последнем ряду. По донышку блюдца отбивался ритм. В ансамбль обычно входят: дойра, задающая ритм, рубаб, гиджак и дутар. Дополняться или заменяться могут инструменты на чанг, най, сато, танбур. Участники ансамбля – мультиинструменталисты и на протяжении одной песни могут сыграть на нескольких инструментах.
Пьеса в школьном актовом зале Ширмонбулака. Учитель литературы ставил пьесу по одному из произведений учебной программы. Причем все роли, мужские и женские, исполняли девочки. Костюмы взяли в Доме культуры напрокат. Юной Муножат дали главную женскую роль. Как сейчас помнит, как разучивала песни, как выступали. Жаль, фотопленку засветили при проявке и не осталось снимков. Именно с той пьесы появилась тяга к сцене, и Муножат уже не представляла себя вне искусства. Уверена, если бы даже и выбрала другую стезю, то вряд ли достигла таких высот. Муножат обладает голосом в две октавы. Относит себя к альт-меццо-сопрано. Вспоминает, как в консерватории ее хотели перевести на оперное отделение, но Муножат отказалась.
Платье из хан-атласа и туфельки Маргариты. Наставник Муножат Шавкат Мирзаев говорил ей: «Не старайтесь поразить выходом на сцену в вычурном и блестящем дорогом сценическом костюме. Достаточно того, что он будет вам удобен для пения и аккуратен». Муножат вспоминает: «Впервые на сцену концертного зала я вышла в 1981 году. А у меня нет атласного платья. За день до выступления поехала домой, в Андижан. Маме говорю: «Мне нужно выступать завтра в Ташкенте». Мама достала три-четыре метра ханского атласа, а тетушка, мамина сестра, всю ночь кроила и шила сценический костюм. Вернулась в Ташкент, а из обуви у меня только простенькие сандалии на застежке. Спрашиваю у сокурсниц – ни у кого нет моего, тридцать девятого размера. Только у одной девушки-уйгурки по имени Маргарита оказалась такая же нога. Вышла петь на сцену в ее туфлях. Спела, а меня не отпускают со сцены, аплодируют. Тем временем нужно всем участникам выходить, а за сценой Маргарита босиком стоит. Я быстро метнулась к ней и выскочила обратно в сандалиях с расстегнутыми ремешками. Раньше люди попроще были. Сейчас певицы за время концерта успевают переменять несколько комплектов».
Шавкат Мирзаев, учитель и наставник. Сын знаменитого музыканта и композитора Муҳаммаджона Мирзаева, который в возрасте 23 лет, в 1936 году, купил у канатоходца по имени Мамат Охун разбитый рубаб. Папа восстановил инструмент и впервые ввел в ансамбль. Так началась история «ташкентского рубаба». Шавкат Мирзаев играл в ансамбле отца уже подростком. Они выступали совместно с такими легендарными мастерами узбекского вокального искусства, как Джурахон Султанов и Мамуржон Узоков. Многому у них научился: сочинять мелодии, составлять концертные программы. Творческий путь Муножат продолжает традиции музыкальной школы Мамуржона Узакова. Учитель всегда говорил Йулчиевой: «Не подражайте никому – у вас есть собственное звучание. Пусть голос ваш звучит по-своему». Как дань уважения учителю учителя, есть в репертуаре Муножат песни Мамуржона Узакова: «Ёр истаб», «Муста’зод», «Эй, дилбари жононим», «Айрулмасун», «Найлайин», «Фигонким», «Якка бу Фаргонада» и другие.
Географическая карта. Голос Муножат звучал в таких странах, как Австрия, Англия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Германия, Голландия, Индия, Иордания, Испания, Италия, Китай, Марокко, Норвегия, Пакистан, Россия, США, Тунис, Украина, Финляндия, Франция, Швейцария, Эстония, Южная Корея и Япония. Ее мечта –выступить в концертных залах Австралии и Канады. Но самой любимой сценой остается зал «Театра Де Ля Виль» (Théâtre de la Ville) во Франции, с которого началось ее шествие по мировым сценическим площадкам. Муножат по-особому относится к волшебной сцене, на которой выступали исполнители высочайшего уровня.
Новый год. Муножат Йулчиева: «Когда дети были маленькие, к ним конечно же приходили Дед Мороз со Снегурочкой и оставляли подарки под елкой. Дети повзрослели, но традиция новогоднего праздника, как семейного, осталась. Кто бы где ни был, вечером 31 декабря собираемся за праздничным столом, желаем друг другу всего светлого в наступающем году. В 2016 году планируем новые концертные программы. Пора наконец заняться и записью музыкального альбома, которого так ждут слушатели. А новогоднее пожелание читателям журнала очень простое. Пусть ваши полеты будут благополучными, поездки – деловая ли это командировка, туристическое путешествие или паломничество – плодотворными. Чтобы все и всегда вам удавалось».
Бахтиёр Насимов
Написано специально для бортового журнала Uzbekistan Airways, 2015, №4
Ещё о Муножат Йулчиевой на нашем сайте:
Чарующая сила макома
Золотое сердце тётушки Цизе