Вчера весь вечер слушал вторую часть (Adagio) концерта Моцарта для кларнета с оркестром. Он завершил это произведение в день моего рождения. Точнее, ровно за 170 лет до моего рождения, 7 октября 1791 года.
А я подумал, что любовь к духовым инструментам у меня генетически заложенная. Ещё напишу об этом развернуто. Пока — коротко.
Посмотрите на фото. Организатор и руководитель одного из первых национальных духовых оркестров Туркестана Курбон Чорибоев на снимке сидит в центре. Он также был известен как Курбон ота Чориев, потому как «бай» не очень одобрялось тогда.
До революции ушёл простым рабочим сцены с передвижным цирком. Странствуя, с годами овладел профессией иллюзиониста-фокусника, а ещё выучился нотной грамоте и освоил игру сразу на нескольких духовых инструментах.
В гражданскую войну богач-владелец цирка Курбона из цирка прогнал за вольнодумство. И стал будущий руководитель оркестра бродячим артистом и заодно революционером-партизаном.
На снимке, который сделан не ранее 1927 года (дата образования оркестра) и не позднее 1929 года (год поступления моего папы в Ташкентский театральный техникум) не весь состав.
Вот, чьи имена я смог восстановить на сегодня (в алфавитном порядке):
Азим Насимов (да, это мой папа), Гани Абдуллаев, Гани Рахимов, Ёкубжон Тухтасинов, Жума (Жумабой) Тошматов, Йулдош Каримов, Абдушукур Хакимов, Мамадали Йулдошев, Мамажон Алмасов, Мирзарахмат Хужаев, Назир Вахобов, Пайзиламатхон Нурдинов, Рахмонжон Мамадалиев, Соли Ахмедов, Сотволди Гоипов.
Поехали они с оркестром играть траурный марш в саду возле Хакулабада, как налетели и окружили селение басмачи.
Музыканты, которым было в среднем по 14 лет, попрятались под топчанами в чайхане. Изрубили бы пацанов в капусту.
Их выручил красный эскадрон. Кавалерия примчалась вовремя, как в старых добрых фильмах.
Этот и другие эпизоды упомянуты в карандашном письме отцу от Мамажона Алмасова, датированном 9 октября 1967 года.
Вы, наверно, думаете, что на фотографии мой отец с кларнетом? Не совсем. Папа сидит с трубой в руке справа от Курбон ота Чорибоева.
Почти четыре десятилетия спустя, отец поразит умением играть на трубе моего старшего брата Касима, который был горнистом пионерской дружины школы.
Один шотландский парень по имени Кэрол Джеймс, который живёт и пишет книги в Америке сказал: «Звук кларнета я нахожу самым одиноким звуком в мире. Покажите мне того, кого он не возьмёт за душу, и я покажу вам того, у кого нет души».
Он прав, знаете.
Karl Leister — кларнет.
«Adagio» из альбома «Clarinet Concerto in A major, K622»
Унеслась душа в рай. Второй день слушаю кларнет.
Приехавшие из России русские и чешские музыканты создают музыкальные кружки, хоровые общества, симфонические оркестры и частные музыкальные школы. В то же время предпринимаются попытки первых записей на ноты народных мелодий Туркестана.