Домашний тетрис и сундук – II. Тюбетейки

Тюбетейке больше сорока лет.
Тюбетейке больше сорока лет.

Лучшим специалистом в домашнем тетрисе супруга считает меня. Домашним тетрисом я называю умение превратить забитый холодильник в полупустой: за счет перестановки и удаления ненужных продуктов. Это справедливо и для комода, и для книжных шкафов и даже, или в особенности, для тридцатилетнего сундука.

Возможно, вы тоже видели этих колоритных тётушек – и не раз. Крупные, в просторных узбекских платьях, в чёрных бархатных камзолах и в белых платках, поверх которых надета новенькая, на продажу, тюбетейка. Так они и ходили с тюбетейками в руке и c product placement на голове. Есть ли они сейчас, пусть и видоизменённые, в Ташкенте, Фергане, Самарканде?
Про тётушек вспомнил, когда разглядывал стопочку тюбетеек из сундука.

002

Особенно две из них. Одной, «черно-белой», расшитой вручную больше сорока лет. Уже столько лет, как нет с нами отца. Вторая, разноцветная, которую, с большой долей вероятности, носил кто-то из старших моих братьев и сестёр, разменяла седьмой десяток лет.

Посмотрите, какой труд вложен в вышивание узора тюбетейки. Их продавали рублей по двадцать пять. Это, чтобы было понятно, стоимость 500 поездок на метро, 625 пирожков «ухо-горло-нос» (нынешняя гумма) или 38 обедов в заводской столовой (первое и второе блюдо, хлеб, винегрет и компот. Тридцать копеек сдачи останется). Можете прикинуть теперь сами цену тех, настоящих, расшитых аутентичных тюбетеек.

003

Технология тюбетеечной торговли сначала шагнула в область машинной вышивки, а затем и вовсе не стала заморачиваться, используя непонятные пластиковые наклейки. Я нисколько не удивлюсь, если выяснится, что чустские «to’ppi» штампуют где-нибудь в Гуанчжоу.

Краска против ниток
Краска против ниток

Хотя штампы на тюбетейки ставились ещё во времена черно-белых телевизоров.

Вот Юлдузхон Мамадиёрова в Шахрисабзе старается сохранять традиции древних вышивок «ироки» и «басма». Когда был в командировке года три назад, купил себе яркую шахрисабскую тюбетейку из первых рук. Но вот классической тёмной вышитой тюбетейки у меня, считай нет. Потому что настоящая, вышитая, которую мне подарила тёща в 1985 году и которую возил с собой повсюду, от Дакки до Индианаполиса уже так поизносилась, что супруга меня в ней на улицу не выпускает. Нечего, говорит, разгуливать как Ходжа Насреддин. В той тюбетейке я ходил в мечети Дакки, Индинаполиса и Плейнфилда. Новой же, пластиково-клеенной я и сам не надену. В Штатах надевал по пятницам белую расшитую шапочку, которую у купил у русской бабушки у ворот мечети Ходжа-Ахрор на Бадамзаре в 2003 году.

Тюбетейке более 60 лет
Тюбетейке более 60 лет

Единственный раз вышивальную ручную тюбетеечную технологию я видел в декабре 1980 года в доме армейского сослуживца Исроила на улице Шуманай в Ташкенте. В прошлом году спрашивал у Исроила: осталась ли традиция семейная? Нет, говорит. Давно уже никто не шьёт. Старики ушли. Молодёжи не надо.

005

Вот пойду на выставку тюбетеек – может высмотрю чего.
И вы приходите. Чтобы локти не кусать потом.

25-26 июля, с 11.00 до 20.00, в Сити Центре Орзу (бывш. Демир) состоится праздник тюбетейки «Менинг дуппим».
В рамках праздника пройдет ярмарка мастеров хэнд мэйд, выставка тюбетеек всех регионов Узбекистана, творческие мастер-классы, фотосессии для детей и взрослых, детский показ одежды и выступления коллективов.
Вход свободный. Добро пожаловать!
Тел. для справок: +99890 1859791

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *