Александра Кияткина пишет:
На этой неделе в Театре Марка Вайля «Ильхом» прошел Фестиваль «iLL Home», где в течение трех дней участники «Лаборатории молодых режиссеров Центральной Азии и Казахстана» показывали свою работу под названием «Двенадцать подвигов Геракла».
– Оденьтесь теплее, – предупреждали организаторы показа. И как потом выяснилось, это было необходимо, ибо наблюдая за подвигами героев, по смелому сценарию режиссеров, зрители оказывались в самом центре событий, проведя все время постановки за пределами теплого уютного зала.
Неожиданности начались уже с первого эпизода, который шел возле здания театра. После его завершения мы вошли внутрь и на три часа попали в мир сюрреализма и аллегорий. Весь свет был выключен. Единственным ориентиром в этом мраке было лицо ведущего, озаряемое лучом света. Ведущий рассказывал истории из жизни древнегреческого героя и вел зрителей за собой. От легенды к легенде то вверх, то вниз по лестнице, натыкаясь на мусор, вороша ногами листья и подымая пыль, лишенные ощущения стабильности мы осторожно перемещались в темноте. Сцены очередного действия возникали как вспышки. Все было поставлено так, что никогда точно не знал где что закончится, куда и когда придется двигаться в следующий момент.
Со временем теряешь ощущение реальности и просто погружаешься в происходящее, становясь частью спектакля. Мы находились внутри. Многое из рассказов о древних мифах невероятно тонко переплеталось с реальными событиями настоящего времени, создавая ощущение дежавю. Вот, мы уже стали участниками акций протеста «Общества Независимости Амазонок» против Геракла. После чего посетили место памяти жертв этого конфликта и почтили их минутой молчания. Все про Геракла, все про его подвиги. Однако, социальные проблемы сегодняшнего дня, витали в воздухе, и их изображение на сцене превращалось в холодный душ или даже пощечину, от которой становилось больно и стыдно. Торопясь за ведущим мы проходили мимо плачущей женщины, дом которой по сценарию был разрушен, не обращая внимания на ее мольбы. Мы стали свидетелями унижения и издевательства над человеком, которого дружно снимали на видео своих мобильных телефонов.
– Вы стадо! – кричал человек, глядя в толпу – пошли вон! И мы поспешили к следующему действию. Порой, как и в жизни, даже не успевая осознать произошедшее.
Спектакль получился неоднозначный, захватывающий, провокационный. Именно так – методом выдергивания человека из привычной среды, погружая его в контрасты, лишая точек опоры, заставляя двигаться и направляя свет на определенные темы можно заставить человека думать.
Как сообщили в театре «Ильхом», спектакль был показан только в эти три дня и больше никогда не повторится. Что ж, желаем молодым режиссерам успехов и ждем новые постановки.
Александра Кияткина
Надо сходить!