Юлианна Мороз совершила прогулку по литературному Ташкенту.
Привыкнуть к Его изменившимся вкусам, странным повадкам и особой манере поведения – невозможно. Сквозь тысячелетия Он выбирал себе имя, остановившись на тахаллусе «Ташкент». Скидывая очередной халат, расшитый историческими нитями событий, Город примеряет новое одеяние современной столицы.
Из раскрытых настежь окон звучат незамысловатые песни, светящиеся мониторы выдают искры месседжей, в которых всё чаще утопают Его жители. Город непредсказуем и любому, кто скажет, что знает о нём всё, улыбается и молчаливо задает вопрос: «А на экскурсиях с Голендером вы уже бывали?»
Ташкент вновь оживает в рассказах Бориса Анатольевича. Город – его давний друг, хороший приятель, с которым мудрый сказитель не устает знакомить всех желающих со страниц опубликованных им книг, в эфире радиопередач, в ходе проведенных экскурсий. Для сообщества в Facebook «X-places Ташкент» в один из воскресных дней Борис Анатольевич рассказал о городских напевах литературной столицы. Ему удалось охватить в повествовании огромное количество писателей и поэтов, которые были связаны с Ташкентом.
– Три проспекта, разделявших когда-то столицу, носили имена великих творческих деятелей – Алишера Навои, Александра Пушкина и Шота Руставели, – начинает рассказ Борис Анатольевич.
У памятника, первому из перечисленных, собрались икс-плэйсовцы. Алишер Навои… великий… Низамиддин… мелодичный… Фани… бренный.. – звучало в постановке «Семь лун», театра «Ильхом» по произведению этого автора. Его творчество – классика узбекской литературы. Навои был певцом, отсюда и мелодичность его поэзии. Как и у других стихотворных сложениях, напевность есть в арузе, в котором написаны произведения другого поэта — Хамзы.
Борис Анатольевич продолжая рассказ, зачитывает несколько строк: «…Помни, может мир огромный искра малая зажечь».
Далее едем по проспекту Абдуллы Кадыри, автора романа «Минувшие дни». Его именем назван парк, мимо него также лежал наш путь. А дальше – комплекс Хаст Имама – поэта, обращавшего стихотворный слог к природе. Рассказ о Васифи и цитата из его творчества:
«А тот, кто поселился здесь надолго, забудет навсегда о райских кущах. Пожалуй, умереть в Ташкенте лучше, чем жизнь влачить в любом другом краю».
Участники экскурсии растворялись в историях о Гафуре Гуляме и его повести «Шум бола», поэзии Ойбека, рассматривали дом Явдата Ильясова. Путешествуя по Городу, преодолевали исторические километры за несколько мгновений.
Вот уже Борис Анатольевич показывает на место, где стоял уникальный дом, что по улице Жуковской и говорит о его известных обитателях:
– Тогда Александру Файнбергу было около четырех лет, но он мне позже рассказывал, что прекрасно помнил, как рядом находились две женщины – Анна Ахматова и Надежда Мандельштам. Они следили за детской коляской, пока мать будущего известного ташкентского поэта стояла в очереди за хлебом, который выдавали в военное время по карточкам. Говорил, что, возможно, это и предопределило его творческий путь.
В стихотворных строчках Александра Файнберга много лет спустя найдут место следующие слова: «Плывет по тылу медленное лето. // Отец народов щурится с портрета. // Под ним – закрытый хлебный магазин. // Дом в зелени. Приют любви и вере. // Раневскою добытый керосин. // Ахматовой распахнутые двери».
Икс-плэйсовцы увидели место, где стоял тот самый дом, в котором происходило много интересных моментов. Там долгое время лежал неопубликованный роман «Мастер и Маргарита», который привезла в Ташкент Елена Булгакова. По соседству жила Анна Ахматова, знакомая с Ойбеком, который посвящал ей строки: «И я, не отрывая взора, // Смотрю за дальний поворот, //Где мужественно, вдоль Анхора, //Сама поэзия идёт».
Переставая быть точкой на карте и пространственным эквивалентом всем остальным населенным пунктам, Ташкент притягивал и завораживал. Он находил интересных людей повсюду, собирал всех вместе, а потом отпускал по разным уголкам мира. Будут ли они брести по московским площадям, затуманенным лондонским улочкам или вдыхать соленый воздух моря, у них останется в памяти ускользающий образ Города. Он рассказывает свои истории через особых людей и доверяет новые знания только ищущим и стремящимся к их получению. Погружение в литературный Ташкент раскрыло одну из многочисленных граней меняющегося Города.
Борис Анатольевич провел участников экскурсии по удивительным улочкам, в которых черпали вдохновение писатели и поэты разных лет. Путешествуя из одного века в другой, в итоге, он оставил нас во времени настоящем, в существующем столетии, «в этом городе Камня и Солнца — самом лучшем на белом свете».
Юлианна Мороз
Сообщество X-Places.uz очень благодарно Бахтиёру Насимову и Юлианне Мороз за профессиональное документирование моментов прохождения сквозь Город.
Это не первый рассказ об экскурсиях группы.
Наши корресподенты уже имеют право на скидку 🙂
Эх! Как бы попасть на такую экскурсию….?