Как Домбра-бай кавуш Ходжи Насреддина женил

Рисунок заслуженного художника Республики Узбекистан Алишера Аликулова 347. Однажды бухарцы пожаловались Ходже  Насреддину на Домбра-бая, который своими скупостью и мелочностью совсем замучил ремесленников и торговый люд. Тут недоплатит или обсчитает, там возьмет в кредит или в рассрочку, да так и не заплатит даже через год. Задумался Афанди над тем, как бы сбить спесь с богача и образумить его, выставив посмешищем.
Рисунок Алишера Аликулова Каждую пятницу бай любил выезжать на прогулку. Зная об этом, Ходжа  Насреддин подгадал время и место, чтобы выехать на своем верном ишаке навстречу баю со свитой. Вскоре он увидел богача, за непомерную полноту прозванного Домбра-бай: в золоченом халате, бай ехал на породистом коне в окружении своих блюдолизов. Бай, заприметив Ходжу  Насреддина в поношенном чапане, решил поиздеваться над ним.

– Салям алейкум, Ходжа  Насреддин, – нарочито сладким голосом пропел бай. – Куда путь держать изволите? Вижу, вы прикупили себе нового ишака. Этот ишак, как мне кажется, гораздо выше и резвее прежнего – выглядит прямо как заправский арабский скакун.
Свита бая подобострастно захихикала.
– Ваалейкум салям, досточтимый бай, – с ложным смирением отвечал Афанди. – Да вот, еду на базар. А то на прошлой неделе ко мне домой залезли воры и вместе с разным скарбом утащили и левый кавуш. Зачем им один левый кавуш – ума не приложу, но вот мой правый кавуш с тех пор перестал приносить мне доход, – ответил Афанди.
– Доход? Какой доход? Разве кавуш может давать доход?! – Бай расхохотался.
Насреддин спустился с ишака и с заговорщицким видом отозвал толстяка в сторонку. Тот, пыхтя и отдуваясь, сполз с коня и заковылял к Ходже.
– По секрету скажу вам, уважаемый бай, – зашептал Афанди. Он бросил недоверчивый взгляд на прихлебателей бая, старательно вытягивавших любопытные шеи.
– Каждый вечер я начисто чистил свои кавуши, натирал до блеска отборным пчелиным воском. В благодарность за это в каждом кавуше к утру появлялось по одной серебряной таньге.
Афанди вздохнул.
– Я человек простых запросов. Мне этих двух монет в день хватало и семью содержать, и родным помогать. Но с тех пор как украли близнеца, правый кавуш осиротел и монет больше нет. Сегодня же ночью я увидел во сне белобородого старца, который сказал мне, что я должен женить свой кавуш.Тогда и правый кавуш, и его жена снова начнут приносить по серебряной монете еженощно. Вот поэтому я и еду сейчас на базар, чтобы найти ему невесту. Позову вечером народ с махали, сыграю кавушу свадьбу, а затем, накопив монет, тоже куплю себе такого коня как у вас.

От услышанного у жадного бая глаза от изумления на лоб полезли. Он быстро подсчитал: сколько ему денег мог бы принести кавуш (732 серебряные монеты в високосный год!), если бы он был у бая и тут же предложил Насреддину продать кавуш.

– Почтенный бай, я б с удовольствием продал, но тогда не смогу накопить денег на коня. А мне нужно срочно ехать в Ташкент, навестить родственников.
– Зачем же долго ждать и копить? Я дам вам своего коня прямо сейчас и ещё двадцать золотых в придачу. Вы сможете купить себе все, что захотите,– сказал бай.
Немного подумав, Ходжа  Насреддин сказал:
– О, щедрейший из щедрых! Исключительно из уважения к вам я согласен его продать, но прежде нужно исполнить то, что сказал мудрец и женить кавуш. Он очень скучает в одиночестве.
Отсчитывая монеты из красного бархатного мешочка, бай попросил Афанди:
– Уважаемый  Насреддин, не могли бы вы помочь найти невесту, а то мне, такому знатному баю, не с руки искать невесту для какого-то башмака.
– Конечно, – согласился  Насреддин – служить вам – честь для меня. Вы уж поезжайте домой, а я найду достойную невесту  кавушу и приведу её к вам домой.

На базаре Ходжа  Насреддин выбрал самый дорогой, самый изящный, бирюзовый, расшитый золотом и украшенный цветными камешками женский кавуш. А на удивленные расспросы о том, почему он забирает только левый кавуш, хотя платит за пару, рассказал историю со свадьбой и пригласил всех мастеровых и продавцов на угощение к баю.
Вечером к Домбра-баю во двор нагрянули ремесленники со всей округи.
Известному своей скупостью баю пришлось, скрепя сердце, накрыть достархан и сыграть свадьбу, а уж соседи на том пиру славно отвели душу.
Прошло некоторое время и очень скоро бай понял, что правый кавуш  и его «супруга» совершенно обыкновенная непарная пара обуви. Было ему очень стыдно и обидно, но он ничего не мог сделать, боясь стать посмешищем среди других знатных баев.

Говорят, что с тех пор Домбра-бай больше не смел обижать простых людей и стал сполна рассчитываться с гостями свадьбы своего Рисунок заслуженного художника Республики Узбекистан Алишера Аликуловакавуша за всё купленное в торговых рядах.
Ещё говорят, после этого случая на «Бозори Кауши аляк», обувном рынке Бухары,  для Афанди было открыто пожизненное бесплатное обслуживание.
А ещё говорят, что и сейчас в обувном ряду базара Бухары можно увидеть ничуть не постаревший бирюзовый, расшитый золотом и украшенный цветными камешками женский правый кавуш…

Хилола Рузиева,
Ташкент

Конкурс «Правый кавуш Ходжи Насреддина»

Как Домбра-бай кавуш Ходжи Насреддина женил: 18 комментариев

  1. Классно, неожиданный такой брак 🙂 И «блюдолизы» (вместо приевшихся лизоблюдов) порадовали особенно.

    1. Сами когда напишете-то, Наталья?

    2. Блюдолизы меня тоже порадовали, я на них споткнулась 🙂
      Кстати, привычное лизоблюды — семантически не правильно, если вслушаться.

  2. Весело 🙂
    Очень хорошая история 🙂
    Выдумщик наш Ходжа, а как может убедить в абсурде кого-угодно, вообще загляденье 🙂
    Голосую за эту историю, если мой голос что то значит!

    1. Значит, ещё как значит!

  3. Да, весело. Только вот немножко длинный получился, больше 500 слов.
    А, вообще-то, еще принимаются рассказы?! Или уже поздно?

    1. Крайний срок приёма эссе – 18 марта 2012 года, 23:59:59 по ташкентскому времени.
      Итоги литературного конкурса будут объявлены 21 марта 2012 года, в Навруз.
      О времени и месте церемонии награждения сообщим дополнительно.
      В конкурсе могут принять участие все посетители сайта: независимо от происхождения, возраста, пола, расы, национальности, гражданства, физических возможностей и вероисповедания.

    1. «Взял Афанди у соседа казан.
      Через день возвращает казан и ещё маленький котелочек.
      – Что такое? – удивляется сосед.
      – Уважаемый сосед, ваш казан-то был в положении. Вот и родил котелок.
      Сосед посмеялся глупости Афанди и взял оба котла: и большой и маленький.
      Проходит неделя. Афанди снова берёт казан взаймы и… не возвращает. Сосед спрашивает у Афанди:
      – Где мой котел?
      – Несчастье, дорогой сосед! Умер ваш казан.
      – Да как же чугунный казан умереть-то может?! – возмущается сосед.
      На что Ходжа Насреддин с философским спокойствием отвечает:
      – Казан, который может родить, вполне может и умереть».

      Это мой перевод классической устной узбекской байки об Афанди. Так что «женитьба» кавуша вполне вписывается в нашу эстетику баек о Ходже Насреддине, где казан может «родить». Я уж не говорю, о «солёных» анекдотах о проделках Афанди.

    1. Ох, Абдурашид 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *