0025. Бенгальская тетрадь. Начало

flan-bengal

বাংলাদেশের জাতীয় পতাকা. Флаг Бангладеш. Легко запомнить – представьте, что Япония приняла мусульманство.

Знающие меня люди наверняка засомневались, прочитав заголовок: да есть ли такая тетрадь в природе? Нету. Такой, щедро исписанной мелким почерком, в дермантиновом переплете, толстой тетради, озаглавленной «Бенгальская тетрадь» и на самом деле – нет. Но есть письма, которые посылал с нарочными из Дакки в Ташкент первые четыре месяца. Потом, когда установил в компьютере кириллицу, стал посылать письма электронной почтой. Так и сложилась виртуальная «Тетрадь».

В Бангладеш я прлетел 6 октября 2000 года, за день до своего 39-летия. Как только вышел из аэропорта, на меня пахнуло тропическим, отдающим океаном воздухом, знакомым мне по Эмиратам и Сирии. В первую же минуту увидел людей, спящих на земле, и стал осознавать, куда меня занесло. Человек ко всему привыкает. Со временем я полюбил и Дакку, и Бангладеш, и бенгальцев: шумных и смирных, простых и хитрых, наивных и коварных, щедрых и жадных, скромных и наглых, нищих и богатых.

Через полгода, 1 апреля 2001 года я с большой грустью в сердце улетал, вместе с проведшими со мной последнии две недели женой и сыновьями, из страны розового лотуса, розового жемчуга и красного кирпича …

lotus Бенгальский лотос “шапла” изображен на гербе страны, фото сделано мной в парке Гульшан у моей гостиницы.

Глава первая, рукописная. Письма из из Бангладеш. Письмо первое

12 октября 2000 года.

[…] Давайте, я лучше расскажу свои первые впечатления.

Перелет Ташкент – Дакка, в ночь с 5 октября на 6 октября.

За вес багажа можно было и не беспокоиться. Бизнес-класс есть бизнес-класс: шикарное место, бесплатные напитки, отдельный автобус, отдельный трап, прекрасные места. Короче, долетел нормально.

Бангладеш, Дакка, 6 октября, 04:15 утра.

Без всяких проблем, спокойно прошёл границу – никто ничего не смотрел. Меня встретил парень. Он, оказывается, торчал в аэропорту 6 часов (видимо, доехал последним автобусом), а за мной машина должна была подойти отдельно. Так вот, машину этот чудик не нашёл (хотя ребята из гостиницы потом сказали, что они вдвоём прождали меня до 06:39 утра), и не нашёл ничего лучше, как… нанять такси. Хорошо, не рикшу.

Ну вот, говорю ему, меня должны разместить в гостевом доме «Marioutte». А он: «Понятия не имею, где это находится». Каково? И повез меня в самый дорогой отель города. А может и страны – «Sonargaon».

sonargaon-hotel1 Отель Шонаргаон

А там, конечно, в пять утра, обо мне знать ничего и не знают. И размещать не хотят. Ну, дал я им 200 долларов. Разместили. Хлопнулся я спать, только сначала казы убрал в холодильник.

Утром позвонил домой (пятница, день нерабочий) финансовому директору, Эмилю Москофяну, армянину иранских корней, гражданину не то США, не то Канады. «Так и так, – говорю, – мерзавцы такие, и встретить толком не встретили, и деньги отняли». А он утешает: «Сейчас, – говорит, – всю королевскую конницу, всю королевскую рать и артиллерию пошлю на помощь». И прислал. Не поверишь, после этого мне звонили Махмудур, Зубейр, Шамсия (оба – по два раза), сам Эмиль, люди из гостевого дома «Мариот».

Всё утро у меня звенел телефон в номере. Человек десять звонили раз двадцать – утешали, ободряли, извинялись. Приехализа мной, деньги вернули. Правда, уже не 200, а 10 680. И не долларов а така. Валюта такая, курс $1 = 54 BT, ну в гостинице скрысили баксов 5-6 за обмен, козлы. Да, и везде говорят «Сэр, сэр, сэр».

bengal-street Это достаточно цивильная центральная улица столицы страны, Дакки. Фото из Сети.

Поехали мы в 12 часов дня в гостевой дом. Едем через город, а у меня глаза на лоб лезут. Что движение левостороннее – ладно, это и в Лондоне видели. Но что творится на дорогах! Тысячи велорикш, моторикш, толпы пешеходов, никакого порядка.

Ташкентский автоинспектор там через два часа бы сошёл с ума.

Кстати, хотя сейчас, по здешним меркам, прохлада – днём 31-32 градуса тепла, вечером – 25-25, но очень влажно, поэтому духота – тяжелая. Так вот, ездят, как Бог на душу положит. Представь: мотороллер с багажником, а в нём, на нём, внутри, сбоку, сзади – пассажиры. Ещё двое по бокам от водителя, а сам водитель – босиком. И так едет 15 человек! На крышах автобусов тоже толпы сидят. Что ты хочешь – территория в три раза меньше Узбекистана, а народу в пять раз больше. Значит на улицах ровно в 15 раз больше людей.

bengal-bus На крышах автобусов тоже толпы сидят. Фото из Сети.

Поселили меня в номере размером четыре на четыре метра (кстати, я этот номер вчера поменял на больший – 4,5 метра на 6 метров, за ту же цену), с холодильником «Daewoo», телевизором «Sony Trinitron», CD-проигрывателем «Panasonic». Есть стол, тумбочка, два кресла, один стул, столик, шкаф кондиционер, вентилятор. Кстати, сейчас что-то с электроэнергией – поэтому, пока кондиционер не работает, я включил вентилятор. Уже подписал письмо, как ток дали.

7 октября побывал на работе, хотя я забегаю вперёд. Хотя, ладно. 6 октября меня повели в ресторан «Самарканд». Пили там пиво, ели плов, лепешки, катламу. Всё, правда, острое.

Седьмого, как я рассказывал, был в элитном клубе, основанном в 1911 году. Туда вступить – нужно 20 000 долларов. Ничего место, ничего.

7, 8 октября и вчера ужинал здесь, в гостинице. […] Ужин от восьми до десяти баксов, обедаю на работе, бесплатно. Так же, как у нас на фабрике.

Хлеб у них бывает не всегда и считается отдельным блюдом. “Нан” называется. А сестру они называют “опа”, а вместо “да” говорят “ха”, а брата называют “бай”. Ну как, похоже? Кстати, здесь в CORA работает менеджер и зовут её Шама-опа.

Коллега, его зовут мистер Зуглул Кабир, обещает мне подобрать другую гостиницу, получше этой, но подешевле.

Сегодня туда ездили. Шикарное место. Завтра будем насчет цен договариваться. Пиво привезенное уже допил.

Женщины здесь ходят, основном, в сари. Не закутанные, а обмотанные, на головах, как правило, накидки. Внимание. Современно одетой женщины за эту неделю я не видел ни одной. […] Ни в магазине, ни на базаре, нигде побывать я не успел.

Смотрю на мир из окна кондиционированного автомобиля.

Все ходят в сланцах, в шлепках, а то и босиком. Можно увидеть охранника – в форме, с погонами, с ремнём, но опять-таки босиком.

Погода странная: то солнце, то проливной дождь – тропический дождь.

barber Парикмахерский “салон”, я сфотографировал его неподалеку от американского посольства

Нищих на улицах хватает. Очень грязно, много мусора. Я живу в самом престижном, дипломатическом районе Дакки, где все посольства, включая США, России – все, но и здесь грязно. Вот лежу на кровати и думаю, что месяц вам тут делать будет просто нечего. Максимум, даст Бог, приедете на две недели, – и вместе вернемся […]

© При использовании текстов ссылайтесь на сайт: http://nasimov.uz, пожалуйста. Тем более, что разрешается любое некоммерческое использование: копирование постов в свои блоги и на сайты, цитирование текстов.